Методические рекомендации по экспертам (44-ФЗ) Ярославль
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ЗАКУПОЧНОГО ЦИКЛА»
I. Общие положения по привлечению экспертов, экспертных организаций
1. Настоящие Методические рекомендации (далее — Рекомендации) разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению в определении порядка проведения экспертизы, случаев привлечения к осуществлению закупки для нужд Ярославской области эксперта и/или экспертной организации в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ).
2. Рекомендации предназначены для применения заказчиками, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением при привлечении к осуществлению закупки эксперта и/или экспертной организации, а также при планировании и обосновании бюджетных затрат на привлечение эксперта и/или экспертной организации и составлении проекта контракта (договора) на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Финансирование экспертных услуг заказчиком осуществляется путем включения затрат по этим услугам в смету бюджетных расходов.
4. Рекомендации разъясняют возможные случаи привлечения экспертов и/или экспертных организаций в соответствии Федеральным законом № 44-ФЗ.
5. Задачей экспертизы в рамках настоящих Рекомендаций является оказание содействия заказчикам, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению в разрешении вопросов и/или подготовке предложений, требующих специальных познаний.
6. При оказании услуг эксперты и экспертные организации руководствуются следующими принципами:
— полноты, всесторонности, компетентности, достоверности, обоснованности и законности экспертизы и ее результатов;
— объективности и беспристрастности;
— ответственности сторон;
— разумности сроков проведения экспертиз;
— независимости от кого-либо, заинтересованного в результатах экспертизы;
— ответственности за организацию, проведение и качество экспертизы;
— обязательности выполнения требований, установленных контрактом
и предусмотренной им нормативной и технической документации;
— соблюдения государственной и коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении экспертизы.
II. Основания и случая привлечение к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации
1. В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу результатов, полученных по контрактам.
Цель такой экспертизы — проверка соответствия условиям контракта предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом.
2. Экспертиза проводится как по итогам исполнения всего контракта, так и по каждому этапу контракта в отдельности. Иными словами, количество заключений по результатам экспертизы должно совпадать с количеством подписанных приемочных документов.
3. Следует обратить внимание, что заказчикам необходимо проводить экспертизу результатов, полученных по всем без исключения контрактам, в том числе по закупкам на сумму до 100 тыс. руб. Каких-либо исключений не предусмотрено.
4. Экспертиза может быть проведена любыми работниками заказчика, в должностных обязанностях которых будет закреплено проведение экспертизы результатов, полученных по контрактам. (пункт отменён)
5. В отдельных случаях, указанных в ч. 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик не может провести экспертизу своими силами, а обязан привлечь экспертов, экспертные организации. Помимо этого Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций для экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. В остальных случаях заказчик вправе вместо экспертизы, проводимой своими силами, или в дополнение к ней привлечь таких экспертов, экспертные организации.
6. Эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией лицо, которое осуществляет деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным вопросам (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ).
7. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы товара, работы, услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 2, 3, 7, 9 — 14, 16, 19 — 21, 24, 25, 27 -34 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Правительство РФ может определить иные случаи обязательного проведения экспертизы (ч. 4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ).
8. Дополнительно, заказчик привлекает экспертов, экспертные организации при осуществлении закупки в случаях, которые предусмотрены Федеральным законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ). К ним относятся (ст. 58 Федерального закона № 44-ФЗ):
1) оценка конкурсной документации в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;
2) оценка заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора;
3) оценка соответствия участников конкурса дополнительным требованиям заказчика при проведении предквалификационного отбора.
Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению заказчика. Необходимость ее проведения обусловлена установлением при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса дополнительных квалификационных требований к участникам закупки. К таким требованиям относятся условия о наличии у них финансовых, материальных, кадровых ресурсов и опыта работы, связанного с предметом контракта, а также требования к деловой репутации. Установление указанных требований обусловлено технической и (или) технологической сложностью, инновационным, высокотехнологичным или специализированным характером объекта закупки (ч. 2 ст. 56 Федерального закона № 44-ФЗ). Таким образом, у заказчика может возникнуть необходимость экспертно оценить требования, которые должны быть предъявлены к участникам закупки, а также соответствие участников этим требованиям;
9. Решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным.
Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт.
Заключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта.
III. Требования к экспертам, экспертным организациям
1. Эксперт, экспертная организация должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в отношении предмета экспертизы (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). Однако не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.
2. Таким образом, согласно положениям Федерального закона № 44-ФЗ для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик вправе:
— привлечь физическое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла и не являющегося либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшегося должностным лицом или работником заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
— привлечь индивидуального предпринимателя, обладающего специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла и не являющегося либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшегося должностным лицом или работником заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
— привлечь юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла);
— провести экспертизу своими силами, то есть силами своего структурного подразделения, если это не закупка у единого поставщика.
3. Часть 2 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ определяет перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно могут оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности:
1) лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) лица, имеющие имущественные интересы в заключение контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
3) близкие родственники, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
4) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей.
Эксперт, экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (ч. 3 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ). В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы, заказчик должен незамедлительно принять меры, направленные на привлечение иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ).
Требования к независимости экспертов сформулированы в ч. 2-4 ст. 41Федерального закона № 44-ФЗ. Эксперты, экспертные организации должны быть независимыми как от заказчика, так и от поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого проводится проверка.
За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за не выполнение экспертом и/или экспертной организацией требования части 3 статьи 41 эксперт и/или экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
IV. Отбор эксперта, экспертной организации
Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). Федеральный закон № 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора. Следовательно, при выборе он должен руководствоваться общим порядком, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ.
Таким образом, для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций заказчику необходимо:
1) определить предмет экспертизы;
2) выбрать способ определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.
При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и т.д.);
3) провести процедуру определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.
Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций осуществляется из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч. 8 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ);
4) заключить контракт с экспертом, экспертной организацией.
V. Контракт с экспертом, экспертной организацией
Заказчик привлекает эксперта, экспертную организацию на основании договора (п. 15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). Ввиду отсутствия в Федерального закона № 44-ФЗ указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ.
Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, форма контракта должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке.
В контракте рекомендуется указать:
1) условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ;
2) предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации;
3) условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ);
4) вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ).
VI. Порядок проведения экспертизы
1. Перед началом проведения экспертизы эксперту, экспертной организации следует убедиться в создании необходимых условий для выполнения экспертных услуг и получить все необходимые и достоверные сведения, а заказчику экспертных услуг следует обеспечить создание указанных условий и предоставление всех сведений.
При проведении экспертных услуг эксперту, экспертной организации следует:
— соблюдать установленные контрактом (договором) порядок и сроки проведения экспертных услуг;
— проводить анализ полученных в результате оказываемых услуг данных и готовить обоснованные, объективные выводы и (или) предложения по поставленным вопросам;
— приостанавливать оказание экспертных услуг, если предъявленные для экспертизы документы недостаточны, непригодны, а также, если не созданы необходимые условия для проведения экспертизы;
— сохранять объекты, переданные для проведения экспертизы, в условиях, исключающих их хищение, утрату, порчу или видоизменение.
2. В зависимости от вида экспертных услуг в контракт рекомендуется помимо перечисленных в пункте 1 раздела VI настоящих Методических рекомендаций полномочий включать, в частности, следующие положения о функциях эксперта, экспертной организации:
а) при разработке технических, технологических и качественных характеристик товаров (работ, услуг), подлежащих включению в документации (извещение) по закупке:
— формулирование технических требований к товарам (работам, услугам) исходя из установленного заказчиком функционального назначения товаров (работ, услуг);
— определение конкретных параметров характеристик товаров (работ, услуг), требований к результатам работ, вытекающих из нормативной и технической документации;
— определение характеристик товаров (работ, услуг), исключающих возможность недобросовестной конкуренции участников закупки;
— определение требований безопасности товаров (работ, услуг);
— определение нормативной и технической документации (ТР, ГОСТ Р, ГОСТ, СТО, ТУ и др.), положениям которой должны соответствовать характеристики товаров (работ, услуг);
— формулирование технических требований проекта контракта;
б) при экспертизе технического задания входящего в проект документации (извещении) о закупке:
— анализ содержащихся в техническом задании технических требований к товарам (работам, услугам) на соответствие установленного заказчиком функционального назначения товаров (работ, услуг);
— анализ содержащихся в техническом задании характеристик товаров (работ, услуг), требований к результатам работ, требований безопасности
— товаров (работ, услуг), вытекающих из нормативной и технической документации;
— анализ характеристик товаров (работ, услуг) на предмет предотвращения недобросовестной конкуренции участников закупки;
— предложения по техническим требованиям проекта конкурсной документации, документации об аукционе, запроса котировок;
в) при экспертизе заявок участников закупки:
— определение соответствия указанных в заявках характеристик (количества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, услуг) и результатов работы требованиям документации (извещении) о закупке;
— определение соответствия указанных в заявках характеристик товаров (работ, услуг) и результатов работы определенному заказчиком функциональному назначению товаров (работ, услуг);
— установление соответствия указанных в заявках качественных характеристик товаров (работ, услуг) требованиям системы(ам) добровольной сертификации;
— установление соответствия указанных в заявках систем менеджмента участников закупки требованиям российских и международных стандартов в сфере менеджмента (ИСО и другие);
— анализ предложений участников закупки и информации об участниках закупки на предмет недопустимости заключения мнимого или притворного контракта и ограничения добросовестной открытой конкуренции участников закупки;
— проверку соответствия указанных в заявках критериев безопасности товаров (работ, услуг) установленным законодательством требованиям безопасности товаров (работ, услуг);
г) при приемке товаров (работ, услуг):
— соблюдение установленных контрактом и (или) предусмотренной им нормативной и технической документацией правил, порядка, сроков и методов проведения приемки товаров (работ, услуг), отбора образцов (проб) товаров;
— определение конкретных характеристик (количества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, услуг);
— определение показателей (физико-механических, физико-химических, микробиологических и др.) товаров, материалов, оборудования;
— проведение полного исследования конкретных характеристик (количества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, услуг) на соответствие их требованиям контракта и положениям предусмотренной им нормативной и технической документации, образцу — эталону товаров;
— маркировку объекта экспертизы путем нанесения оттиска личного штампа эксперта или иным способом, подтверждающим проведение исследования с объектом экспертизы, за исключением случаев, если это невозможно осуществить на определенных видах товаров, результатов работ (услуг), или это может привести к потере товарного вида продукции, либо ограничить в последующем использование объектов экспертизы;
— соблюдение правил по охране труда и противопожарной безопасности при проведении экспертизы;
— право собирать или запрет на сбор самостоятельно сведений, связанных с приемкой товаров (работ, услуг), отбором образцов (проб) товаров;
д) при инспектировании производства товаров, выполнения работ и оказания услуг (контроль качества сырья, соблюдения технологий производства) в процессе исполнения контракта:
— определение методов и программы инспектирования производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, обеспечивающей соответствие их характеристик качества и безопасности требованиям нормативных правовых
— актов, договора (контракта), положениям нормативной и технической документации;
— проверку наличия и достаточности технологического оборудования для обеспечения обязательных требований к безопасности продукции;
— проверку соответствия инфраструктуры, производственной среды и технологического режима производства, включая критерии безопасности и качества, заявленным характеристикам и технологическому описанию соответствующего производства и требованиям нормативной и технической документации;
— оценку соответствия производства отраслевым документам, регламентирующим качество продукции;
— оценку стабильности качества продукции и основных технологических процессов;
— проверку соответствия критериев безопасности производства сырья и материалов требованиям, установленным договором (контрактом), нормативной и технической документацией для безопасности товаров (работ, услуг);
— осуществление контроля качества изготовления продукции, включая осуществление контроля за технологией изготовления продукции и проведение всех видов испытаний в соответствии с требованиями договора (контракта) и технологической документации;
— проверку системы или отдельных ее элементов менеджмента качества производителя продукции.
3. Для обеспечения проведения точного, полного и обоснованного экспертного исследования заказчику экспертных услуг следует проинформировать эксперта, экспертную организацию о функциональном назначении подлежащих поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
Помимо этого в зависимости от вида оказания экспертных услуг в контракт рекомендуется включение, в частности, следующих полномочий заказчика:
а) при экспертизе технического задания включенного в документации (извещение) по закупке:
— предоставление проекта технического задания;
— предоставление различных справочных и информационных материалов, необходимых для проведения экспертизы;
б) при экспертизе заявок участников закупки:
— предоставление проекта конкурсной документации, включая проект контракта;
— предоставление, при необходимости, нормативной и технической документации, предусмотренной контрактом;
— предоставление имеющейся у заказчика экспертных исследований информации об участниках закупки, обеспечение содействия в получении необходимой дополнительной указанной информации;
в) при приемке товаров (работ, услуг):
— присутствие либо отсутствие при проведении экспертизы представителей заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) или изготовителя, если это вытекает из условий контракта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
— присутствие представителей таможенных органов, карантинной службы, органов государственного контроля (надзора) или других органов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации товары подлежат досмотру этими службами, органами;
— предъявление необходимой для проведения экспертизы коммерческой, товаросопроводительной, нормативной, технической и иной документации;
— предоставление, при необходимости, поверенных органами государственной метрологической службы или другими уполномоченными органами средств измерений (в том числе переносные средства измерений — щупы, измерительные линейки, рулетки и другие средства), подлежащих государственному метрологическому контролю, а также калиброванных любой метрологической службой или уполномоченным физическим лицом средств измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю;
— обеспечение свободного доступа экспертов к товарам, результатам работ (услуг), подлежащим экспертизе;
— предоставление отдельного помещения для обеспечения сохранности товаров, результатов работ (услуг), подлежащих экспертизе, за исключением случаев проведения лабораторных исследований в аккредитованных испытательных лабораториях независимой экспертной организации;
— соблюдение правил по охране труда и технике противопожарной безопасности при проведении экспертизы.
3. По окончании экспертных исследований эксперт, экспертная организация передает приемочной комиссии заказчика экспертных услуг акт экспертизы.
VII. Акт экспертизы
1. По результатам произведенного экспертом, экспертной организацией исследования составляется акт экспертизы, в котором содержится описание только тех фактов, которые были установлены в ходе проведения экспертизы. В акте экспертизы не допускаются подчистки, помарки и незаверенные печатью эксперта, экспертной организации исправления.
Акт экспертизы прилагается к протоколу приемочной комиссии по проведению приемки товаров (работ, услуг).
Акт экспертизы включает вводную часть, исследовательскую часть и выводы.
2. В водной части акта экспертизы следует, в частности, отражать:
— сведения о эксперте, экспертной организации, о заказчике экспертизы и его представителях;
— дату и место проведения экспертизы, дату и номер контракта (договора) и уведомления — заявки;
— фамилию, инициалы, должность эксперта, проводившего экспертные исследования, а также номер и срок действия аттестата эксперта (в случае наличия аттестата);
— наименование и функциональное назначение объекта экспертизы;
— задачу экспертизы;
— сведения о предъявленной документации, поставщике (подрядчике, исполнителе), грузоотправителе, изготовителе объекта экспертизы;
— условия хранения объекта экспертизы, состояние упаковки, маркировочные данные.
3. В исследовательской части акта экспертизы следует, в частности, отражать:
— описание объекта экспертизы;
— ход изучения предъявленных заказчиком экспертизы документов, имеющих значение для формирования выводов;
— этапы проведения экспертизы с указанием методов исследования;
— сведения об использованных технических средствах измерений (поверенных, калиброванных), условиях их применения;
— краткую характеристику использованных устройств, материалов, режимов съемки и печати;
— сведения о нормативной и технической документации, протоколах испытаний и других документах, которыми руководствовался эксперт при разрешении закупки;
— фактически установленные результаты проведения экспертизы в соответствии с поставленной задачей;
— оценку отдельных этапов экспертизы, анализ полученных результатов в целом;
— даты начала и окончания экспертизы,
— причины невозможности решения отдельных вопросов в полном объеме, требуемом задачей экспертизы.
4. В выводах акта экспертизы следует, в частности, отражать:
— однозначные исключающие возможность двоякого толкования ответы на поставленные вопросы, корреспондирующиеся с задачей экспертизы и исследовательской частью акта экспертизы без потребности в дополнительных объяснениях эксперта;
— причины, по которым не возможно было решить поставленный вопрос и дать на него ответ;
— установленные в процессе исследования выводы по не поставленным заказчиком экспертизы вопросам.
Акт экспертизы подписывается экспертами, проводившими экспертизу. При проведении экспертизы экспертной организацией акт экспертизы регистрируется в этой организации, удостоверяется подписью её руководителя и скрепляется печатью экспертной организации.
VIII. Стоимость экспертных услуг
1. Стоимость услуг экспертов, экспертных организаций определяется в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Внимание! 504-ФЗ внес многие изменения в 44-й закон и в том числе дополнил 93 статью этого закона новыми пунктами, а именно п. 25.1, 25.2 и 25.3, согласно которым контракт с единственным поставщиком (исполнителем) заключается, если торги в электронной форме не состоялись. При этом п. 25 изменен и электронный аукцион исключен из этого пункта и перенесен теперь в п. 25.1 ч. 1 ст. 93.
Согласно положениям ч. 3 ст. 94 заказчик обязан проводить экспертизу при приемке исполнения по контракту. Такая экспертиза проводится либо силами заказчика (внутренняя экспертиза) либо путем привлечения экспертов или экспертных организаций (внешняя экспертиза).
В ч. 4 ст. 94 закон устанавливает перечень случаев, когда внешняя экспертиза является обязательна, в том числе случаи закупки у единственного поставщика (исполнителя). Там же предусмотрены исключения, когда при закупке у единственного поставщика (исполнителя) внешняя экспертиза может не проводиться.
Таблица штрафов по 44-ФЗ
№ п/п | Вид нарушения | Статья КоАП | Размер штрафа, руб. |
Неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | |||
1 | Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований ФЗ-44 | Часть 1 статьи 7.29. |
30 000 |
2 | Выбор иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона | Часть 2 статьи 7.29. |
50 000 |
3 | Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44
Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) |
Часть 2.1 статьи 7.29. |
50 000 |
4 | Включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок | Часть 3 статьи 7.29 |
Должностные лица 20 000 — 50 000 |
Нарушение порядка осуществления закупок * | |||
5 | Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) | Часть 3 статьи 7.29 | Должностные лица 10 000 |
6 | Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо непроведение обязательного общественного обсуждения закупок | Часть 3 статьи 7.29 | Должностные лица 30 000 |
7 | Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок | Часть 3 статьи 7.29 | Должностные лица 30 000 |
8 | Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня | Часть 1 статьи 7.30. |
Должностные лица 5 000Юридические лица — 15 000 |
9 | Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня | Часть 1.1 статьи 7.30. | Должностные лица -30 000Юридические лица — 100 000 |
10 | Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не более чем на один рабочий день | Часть 1.2 статьи 7.30. | Должностные лица -3 000Юридические лица — 10 000 |
11 | Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), более чем на один рабочий день | Часть 1.3 статьи 7.30. | Должностные лица -15 000Юридические лица — 50 000 |
12 | Размещение информации с нарушением требований ФЗ-44 Нарушение порядка: · предоставления конкурсной документации или документации об аукционе· разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе, · приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений |
Часть 1.4 статьи 7.30. | Должностные лица -15 000Юридические лица — 50 000 |
13 | Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки | Часть 1.5 статьи 7.30 | Должностные лица 30 000 |
14 | Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график | Часть 1.6 статьи 7.30 | Должностные лица 30 000 |
15 | Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено | Часть 1.7 статьи 7.30 | Должностные лица 30 000 |
16 | По основаниям, не предусмотренным ФЗ-44 · отклонение заявки на участие в конкурсе, · отказ в допуске к участию в аукционе, · признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, · отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционеВ случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями ФЗ-44:· признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации,· признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе,Нарушение порядка:· вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов,· рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией |
Часть 2 статьи 7.30. |
1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000 |
17 | Нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) | Часть 2.1 статьи 7.30. | 10 000 |
18 | Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с ФЗ-44 | Часть 3 статьи 7.30. | Должностные лица -50 000Юридические лица — 500 000 |
19 | Установление не предусмотренных ФЗ-44: · порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, · требований к участникам закупки, · требований к размеру обеспечения заявок на участие,· требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта, · требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных ФЗ-44 информации и документов |
Часть 4 статьи 7.30. |
1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000 |
20 | Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-44
Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой |
Часть 4.1 статьи 7.30. | 1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 000 и не более 50 000 |
21 | Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством | Часть 4.2 статьи 7.30. | Должностные лица – 3 000 |
22 | Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допускек участию в запросе предложений участнику закупки по основаниям, не предусмотренным законодательством
Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросев соответствии с требованиями законодательства Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений |
Часть 6 статьи 7.30. |
5% от начальной (максимальной) цены контракта, но не более 30 000 |
23 | Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства | Часть 7 статьи 7.30. |
Должностные лица – 50 000 |
24 | Сокращение сроков подачи заявок в случаях не предусмотренных ФЗ-44
Нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Часть 8 статьи 7.30. |
Должностные лица – 30 000 |
25** | Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного ФЗ-44 | Часть 11 статьи 7.30. |
Должностные лица – 50 000 |
26 | Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на два рабочих дня | Часть 13 статьи 7.30. |
Должностные лица – 3 000 |
27 | Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на два рабочих дня | Часть 14 статьи 7.30. |
Должностные лица – 30 000 |
Примечания: *- До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность, предусмотренная статьей 7.30, применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. **- Временем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30, является дата окончания календарного года. | |||
Нарушение порядка ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков | |||
28 | Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) | Часть 1 статьи 7.31. |
Должностные лица – 50 000 |
29 | Ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такой реестр контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с ФЗ-44 |
Часть 2 статьи 7.31. |
Должностные лица – 20 000 |
Нарушение сроков возврата обеспечения заявок | |||
30 | Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не более чем на три рабочих дня | Часть 1 статьи 7.31.1. |
Должностные лица -5 000 Юридические лица — 30 000 |
31 | Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), более чем на три рабочих дня | Часть 2 статьи 7.31.1. |
Должностные лица -15 000 Юридические лица — 90 000 |
Нарушение порядка при заключении, исполнении и изменении контрактов | |||
32 | Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт | Часть 1 статьи 7.32. |
Должностные лица -1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000 Юридические лица — 1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 50 000 и не более 300 000 |
33 | Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг | Часть 2 статьи 7.32. |
Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения |
34 | Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта | Часть 3 статьи 7.32. |
Должностные лица -50 000 |
35 | Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена ФЗ-44 | Часть 4 статьи 7.32. |
Должностные лица -20 000 Юридические лица — 200 000 |
36 | Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена ФЗ-44 и такое изменение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг | Часть 5 статьи 7.32. |
Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения |
37 | Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта | Часть 6 статьи 7.32. |
Должностные лица -50 000 Юридические лица — 200 000 |
38 | Действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности | Часть 7 статьи 7.32 |
Влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости не исполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее 30 000 рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц — от однократного до трехкратного размера стоимости не исполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее 300 000 рублей |
39 | Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации | Часть 8 статьи 7.32 |
Должностные лица – 20 000 |
40 | Не составление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо не направление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания | Часть 9 статьи 7.32 |
Должностные лица – 20 000 |
41 | Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд | Часть 10 статьи 7.32 |
Должностные лица 20 000 — 50 000 |
Нарушения в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности | |||
42 | Осуществление закупок товаров, работ, услуг не соответствующих требованиям их энергетической эффективности | Часть 11 статьи 9.16 | Должностные лица -30 000 Юридические лица — 100 000 |
Невыполнение в срок законного предписания | |||
43 | Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок | Часть 7 статьи 19.5 |
Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, член комиссии-50 000 Юридические лица — 500 000 |
Нарушение порядка и сроков предоставления информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок | |||
44 | Непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с ФЗ-44, либо представление заведомо недостоверной информации и документов | Статья 19.7.2. | Должностные лица -15 000 Юридические лица — 100 000 |
Помните:
- На федеральном уровне контроль закупок осуществляют:
- Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ). При этом в ее компетенцию также входит контроль в области оборонного заказа (п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий…» от 26.08.2013 № 728);
- Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ) как орган бюджетной системы РФ и орган внутреннего государственного финансового контроля (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);
- органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
- На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
- Кто является контрольным органом в сфере закупок для муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.
Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный
Классифицируя по контролирующим субъектам, закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:
- Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ).
- Осуществляемый заказчиком (ст. 101 закона № 44-ФЗ).
- Общественный (ст. 102 закона № 44-ФЗ).
Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.
Второй тип контроля осуществляется заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта. Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору. При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).
Последний способ контроля проводится:
- общественными объединениями;
- гражданами без какого-либо статуса;
- объединениями юридических лиц.
Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:
- делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
- подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
- подавать заявления в суд.