Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и требований к товарам и услугам с целью защиты интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности окружающей среды.
Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», обязательны для всех предприятий, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений независимо от форм собственности и подчинения, а также граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью.
Вопросами стандартизации в Российской Федерации занимается Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), в полномочия которого входят организация, координация и управление работами по стандартизации, метрологии и сертификации в Российской Федерации и представление ее интересов за рубежом.
Важнейшими задачами стандартизации являются: обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями; установление оптимальных требований к качеству продукции; а также требований по совместимости и заменяемости продукции и комплектующих деталей изделий и их унификации.
Одной из задач стандартизации является также создание системы нормативной документации, включающей такие документы, как стандарты, технические условия, общероссийские классификаторы, методические рекомендации, положения, правила и другие материалы.
В Российской Федерации действуют следующие виды нормативной документации: межгосударственные стандарты (ГОСТ), государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТГТ), технические условия (ТУ).
К нормативной документации относятся также общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
Межгосударственные стандарты (ГОСТ) — это стандарты, принятые государствами, подписавшими Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации и непосредственно ими применяемые.
Ныне действующие и вновь вводимые в рамках соглашения ГОСТы, должны применяться на территории России без переоформления и без изменения их обозначения.
До настоящего времени, впредь до разработки и утверждения новых ГОСТов, на территории Российской Федерации в полном объеме действуют также ранее утвержденные стандарты Советского Союза.
Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) -являются новым видом национального стандарта, утвержденного Госстандартом России и действующим на всей территории РФ.
В ГОСТы и ГОСТ Р включают:
обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья человека, а также окружающей среды;
основные потребительские свойства продукции, требования к ее упаковке, маркировке, транспортировке, хранению и утилизации;
обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
обязательные методы контроля качества продукции, позволяющие обеспечит безопасность и экологичность товаров, а также оценить уровень ее качества;
требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции; требования, обеспечивающие качество продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации;
правила оформления технической документации, терминологии, определения и обозначения понятий, метрологические и другие общетехнические нормы и правила.
Отраслевые стандарты — (ОСТ) — обычно разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами (ведомствами) Российской Федерации при отсутствии ГОСТов на объекты стандартизации или же при необходимости установления требований, превышающих требования ГОСТа или ГОСТ Р.
Отраслевые стандарты на территории России должны применяться в обязательном порядке предприятиями, входящими в систему данного министерства или ведомства, а на добровольной основе — предприятиями другой ведомственной принадлежности, а также предпринимателями и предприятиями различных форм собственности. Требования ОСТов не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТ Р.
Стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО), являющиеся новым для России видом нормативной документации, разрабатываются и утверждаются этими обществами.
Как правило, стандарты такого типа разрабатываются на базе новейших достижений прикладных и фундаментальных наук. Следует отметить, что за рубежом такие виды стандартов распространены достаточно широко. Так, например, во всем мире известны и находят широкое применение стандарты на методы испытания созданного еще в 1898 г. Американского общества по испытаниям и материалам (ASTM).
Стандарты предприятий (СТП) — это стандарты на создаваемую или применяемую данным предприятием продукцию. Такие стандарты могут применяться и на других предприятиях при наличии разрешения предприятия, утвердившего эти стандарты. СТП не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов и ОСТов.
Наряду со стандартами в РФ действует другой вид нормативной документации — технические условия. Технические условия (ТУ) — нормативный документ на конкретную продукцию, утвержденный предприятием-разработчиком, как правило, при согласовании с предприятием-заказчиком или потребителем.
В отличие от ГОСТов, технические условия устанавливают свои требования на узкую группу продукции (модель, марку, вид). Технические условия наиболее распространены для стандартизации товаров народного потребления, в первую очередь выпускаемых мелкими сериями, вновь осваиваемых промышленностью или изделий часто сменяющегосяассортимента.
Технические условия утверждаются предприятием-разработчиком данных условий.
Применяют их на территории РФ предприятия независимо от форм собственности и подчинения.
В зависимости от объекта стандартизации, назначения и содержания стандарты подразделяются на: стандарты основополагающие; стандарты на продукцию и услуги; стандарты на процессы; стандарты на методы испытаний.
Основополагающие стандарты являются нормативными документами, устанавливающими общие организационно-методические положения о порядке проведения стандартизации в определенной области, а также регламентирующими общетехнические положения, касающиеся терминологии, маркировки продукции, построению, изложению, содержанию и оформлению различной документации и др.
Стандарты на продукцию регламентируют требования к группам однородной продукции (стандарт общих технических условий) и к конкретному виду товаров (стандарт технических условий). Стандарты этого типа включают в себя вопросы классификации продукции, ее основные размеры и параметры, общие технические требования, правила приемки, маркировки, упаковки, транспортировки и хранения.
Стандарты вида «Общие технические требования» для группы однородной продукции могут иметь достаточно узкую направленность, например, стандарты по правилам маркировки, упаковки, хранения группы однородной продукции и т.д.
Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению технологических процессов проектирования и создания продукции, а также на стадии всего ее дальнейшего жизненного цикла, включая эксплуатацию, хранение, транспортировку и ремонт.
Стандарты на методы испытаний (контроля), устанавливающие порядок проведения работ по контролю за качеством продукции на всех стациях жизненного цикла, регламентируют процедуру отбора проб, их подготовку к испытаниям, проведение испытаний с описанием применяемого оборудования, а также порядка обработки полученных результатов.
Стандарты на методы испытаний могут быть узкой или широкой направленности, при этом первые из них регламентируют порядок проведения испытаний по одному показателю качества, а вторые — по комплексу показателей качества.
Бающей предъявляемые к нему требования. Этот вид идентификации применяется для выявления соответствия товара его наименованию.
При проведении качественной идентификации устанавливается соответствие представленного для сертификации товара требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией. Этот вид идентификации устанавливаетградации качества: стандартная или нестандартная продукция, соответствие товарного сорта сорту, указанному намаркировке и в сопроводительных документах и т.п.
В ходе проведения товарно-партионной идентификации устанавливается принадлежность представленной выборки товара (образца) к конкретной товарной партии.
К средствам идентификации товаров относятся маркировка товаров; нормативные документы (ГОСТы, технические условия и др.), регламентирующие показатели качества; технические документы, в том числе товарно-сопроводительные документы (накладные, сертификаты, качественные удостоверения и т.п.), а также документально оформленные результаты испытаний образцов сертифицируемого товара.
В качестве критериев идентификации используются результаты органолептических, химических, физико-химических и др. показателей, характеризующих состав и свойства товаров. Критерии идентификации должны быть объективными и независимыми от субъективных параметров, присущих испытателю (его компетентности, профессионализму, заинтересованности и др.), а также от условий и методов испытания.
Одним из важнейших требований к принятым для идентификации критериев является проверяемость. Это означает, что при повторных контрольных испытаниях независимо от субъектов, методов и условий проведения идентификации товара будут получены одни и те же результаты (в пределах ошибки опыта).
С этой точки зрения среди указанных средств идентификации некоторые средства не могут выступать в качестве самостоятельного критерия, хотя могут выполнять идентификационную функцию. К таким средствам, не являющимся вполне надежными, относится, например, маркировка. Маркировка лишь указывает на наименование, размер, сорт, состав и другие свойства продукции, но, к сожалению, не является гарантией подлинности продукции и ее параметров, указанных в маркировке. Более того, сама маркировка является довольно часто объектом фальсификации. Нередки случаи использования иностранной маркировки для товаров отечественного, часто кустарного производства.
В связи с тем, что многие критерии в ряде случаев не отвечают требованиям проверяемости и объективности, необходимо применять комплекс взаимодополняющих критериев, дающих возможность придать идентификации товаров характер комплексной оценки.
В практике проведения работ по сертификации продукции применяется ряд схем, предусматривающих сертификацию отдельных партий товара, сертификацию однородной продукции, поставляемой по контракту (договору), а также сертификацию производства продукции.
Выбор схемы сертификации осуществляется совместно заявителем и Органом по сертификации (ОС).
Основным критерием выбора схемы является обеспечение доказательности сертификации при минимизации экономических и временных затрат на ее проведение.
Наряду с Законами РФ и Постановлениями правительства Российской Федерации, регламентирующими процедуру сертификации продукции, разработаны и приняты Госстандартом РФ правила сертификации однородных групп продукции на соответствие требованиям безопасности, в которых развиваются и конкретизируются основные положения этих нормативных актов в части указания схем проведения сертификации, перечня показателей, подлежащих подтверждению при обязательной сертификации, показателей идентификации продукции, нормативных и технических документов, необходимых для выдачи сертификатов по тем или иным схемам, приостановки или аннулирования действия сертификатов.
При выдаче сертификатов соответствия на продукцию, поставляемую по долгосрочным контрактам или договорам, а также при сертификации производства, предусмотрено проведение систематического планового инспекционного контроля за сертифицированной продукцией или состоянием ее производства, осуществляемого Органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия. Такой контроль может осуществляться с привлечением территориальных органов Госстандарта России, торговых инспекций и обществ потребителей или с использованием информации, полученной от этих организаций при выполнении ими своих контролирующих функций.
Проведение сертификации импортной и отечественной продукции в Российской Федерации проводится по одним и тем же правилам. Подтверждение безопасности и качества импортируемых на территорию России товаров осуществляется исключительно путем проведения полной процедуры процесса сертификации, с обязательными испытаниями продукции в аккредитованных Госстандартом РФ лабораториях и выдачей российских сертификатов соответствия уполномоченными на то Органами по сертификации.
Повышение качества и конкурентоспособности продукции является основной задачей отечественных предприятий в условиях развивающихся рыночных отношений.
Инструментом, обеспечивающим повышение качества продукции и защиту прав потребителя на приобретение безопасного товара, является стандартизация и сертификация продукции.
В Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» используются следующие основные понятия:
стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики
процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Государственная система стандартизации, действующая в нашей стране, закреплена ГОСТ Р 1.0-04. Она представляет собой комплекс государственных стандартов, обеспечивающих максимальную действенность и эффективность стандартизации. Согласно государственной системе стандартизации нормативно-технические документы подразделяют на следующие категории :
• международные стандарты;
• национальные стандарты;
• государственные стандарты — ГОСТы;
• отраслевые стандарты — ОСТы;
• республиканские стандарты — РСТы;
• технические описания;
• технические условия — ТУ.
Цели стандартизации. Стандартизация осуществляется в целях:
• повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
• повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• обеспечения научно-технического прогресса;
• повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
• рационального использования ресурсов;
• технической и информационной совместимости;
• сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
• взаимозаменяемости продукции.
Принципы стандартизации. Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
• добровольного применения стандартов;
• максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
• применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
• недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона;
• недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
• обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Документы в области стандартизации. К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
• национальные стандарты;
• правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
• применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
• стандарты организаций.
Функции национального органа Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее — национальный орган по стандартизации):
• утверждает национальные стандарты;
• принимает программу разработки национальных стандартов;
• организует экспертизу проектов национальных стандартов;
• обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
• осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
• создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
• организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
• участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
• утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
• представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.
Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.
В целях настоящей статьи под опубликованием национального стандарта национальным органом по стандартизации понимается опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.
Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации. Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.
Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.
Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийские клас
сификаторы) — нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством РФ.
Правила разработки и утверждения национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов и должен обеспечить доступность ее заинтересованным лицам для ознакомления.
Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.
Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Оно должно содержать информацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.
Разработчик национального стандарта обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта этого стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление. В случае, если разработчиком является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта вносится в федеральный бюджет.
Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.
Он обязан сохранять полученные в письменной форме замечания до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.
Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о его разработке до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.
Порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.
Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.
Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.
В случае, если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации направляется разработчику проекта национального стандарта.
Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.
Стандарты организаций. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в ст. 11 Федерального закона «О техническом регулирвании», для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений ст. 12 Закона «О техническом регулировании».
Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На
основании результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.
Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Стандарты, как и другие нормативные технические документы, не могут оставаться неизменными в течение длительного времени — они устаревают.
В настоящее время промышленность России располагает системой оценки качества продукции, имеющей международное признание.
Интеграция экономики России в экономику европейских стран и вступление России во Всемирную торговую организацию требуют выполнения ряда практических мероприятий, в том числе обеспечение технической и информационной совместимости. Оценка качества продукции должна основываться на единстве измерений с использованием международно признанных методов.
Концепция стандартизации предусматривает высокие темпы гармонизации отечественных стандартов с международными, так как это позволит продвигать отечественные товары на мировой рынок и эффективно защищать собственный рынок от некачественной продукции.
В соответствии с планом стандартизации Центральным научно-исследовательским институтом швейной промышленности проведен анализ ряда международных стандартов и разработаны проекты одиннадцати стандартов России, гармонизованных с международными. Остановимся на некоторых из них.
Для взаимного товарообмена с различными государствами швейными, трикотажными и меховыми изделиямицелесообразно установить и использовать единые методы определе
ния размерных характеристик тела человека. Единая методика измерений тела человека при определении размеров изделий необходима, чтобы потребитель мог правильно осуществить подбор одежды в соответствии с индивидуальными мерками в зависимости от фасона и стиля одежды. Этому будет способствовать разработанный стандарт ГОСТ Р ИСО 3635-99 «Изделия швейные. Размеры. Требования к измерению», текст которого идентичен международному стандарту.
В настоящее время значительно расширены возможности выбора методов и параметров ухода за изделием в процессе его эксплуатации. Маркировка изделий международными символами по уходу является необходимым условием при реализации продукции на мировом рынке. Институтом разработан проект ГОСТ Р ИСО 3758-99 «Изделия текстильные. Маркировка символами по уходу», текст которого аналогичен международному стандарту. В стандарте приведены международные символы по уходу за изделиями, характеризующие процессы стирки, отбеливания, глажения, химической чистки и сушки. В стандарте предусмотрены символы, которые характеризуют обычную обработку, мягкую (умеренную) и очень мягкую стирку и чистку; дан широкий диапазон температур стирки и различные параметры условий сушки. В обеспечении надежности одежды в процессе эксплуатации важное значение имеет прочность (разрывная нагрузка) швов. Разрывная нагрузка швов является обязательным показателем, который проверяется при сертификации специальной одежды в России и за рубежом. В международной практике применяются два метода проведения испытаний при определении разрывной нагрузки швов: «стрип» и «грэб». Значения разрывной нагрузки швов, получаемые при испытаниях этими методами, различны. Поэтому результаты испытаний всегда должны сопровождаться информацией об использованном методе испытаний. Институтом подготовлены проекты двух стандартов на методы испытаний швов:
• ГОСТ Р ИСО 13935-99 «Изделия швейные. Метод определения максимальной разрывной нагрузки шва при растяжении полоски» («стрип»-метод). В стандарте регламентирована процедура определения максимальной разрывной нагрузки швов при приложении растягивающего усилия перпендикулярно шву. Элементарные пробы для испытаний вырезают из изделия или специально изготавливают. Вид шва, число стежков на единицу длины, тип ниток, тип швейной машины устанавливают в соответствии с представленным изделием. Элементарную пробу для испытаний вырезают в виде полоски шириной 50 мм, длиной 300 мм. Испытания проводят на разрывной машине с постоянной скоростью опускания нижнего зажима, зажимная длина (расстояние между зажимами) — 200 ±1 мм;
• ГОСТ Р ИСО 13935-99 «Изделия швейные. Определение максимальной разрывной нагрузки шва методом захвата пробы» регламентирует проведение испытаний швов способом «грэб». Сущность метода заключается в том, что зажимами испытательной разрывной машины захватывается центральная часть пробы со швом и подвергается растяжению до разрыва шва. Для проведения испытаний швов методом «захвата» пробы используют разрывные машины с постоянной скоростью растяжения с применением специальных зажимов.
ГОСТ Р 532-99 «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная для защиты от тепла и огня. Метод испытаний при ограниченном распространении пламени» распространяется на специальную одежду, предназначенную для защиты от повышенных температур, и материалы для ее изготовления. Стандарт устанавливает метод испытаний материалов при ограниченном распространении пламени на вертикально ориентированных пробах в строго контролируемых условиях.
В Законе о техническом регулировании под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; под сертификатом соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям
технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Цели сертификации (подтверждение соответствия). Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
• удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
• содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
• повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
• создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Принципы подтверждения соответствия. Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:
• доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
• недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
• установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
• уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
• недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
• защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
• недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Формы подтверждения соответствия. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
• принятия декларации о соответствии (далее — декларирование соответствия);
• обязательной сертификации.
Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Законом.
Добровольное подтверждение соответствия. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Оно может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Функции органа по сертификации:
• осуществлять подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
• выдавать сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
• предоставлять заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
• приостанавливать или прекращать действие выданных им сертификатов соответствия.
Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.
Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.
Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются:
• свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;
• правила функционирования системы добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения п. 2 ст. 21 Закона «О техническом регулировании»;
• изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия;
• документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.
Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов, предусмотренных настоящим пунктом для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов, предусмотренных п. 3 ст. 21 Закона «О техническом регулировании», или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа.
Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, знаках соответствия и порядке их применения. Он должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам.
Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Знаки соответствия. Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации.
Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.
Объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установленном настоящим Законом, не могут быть маркированы знаком соответствия.
Обязательное подтверждение соответствия. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.
Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ.
Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем.
Правительством РФ устанавливается методика определения стоимости работ по обязательному подтверждению соот
ветствия, которая предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на продукцию одинаковых или сходных видов независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями.
Декларирование соответствия. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
• принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
• принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее — третья сторона).
При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).
Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.
Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.
При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, по
служившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.
При декларировании соответствия на основании собственных и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), а также предоставляет сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.
Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации о соответствии любой продукции, за исключением случая, если для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.
Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:
• наименование и местонахождение заявителя;
• наименование и местонахождение изготовителя;
• информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;
• наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;
• указание на схему декларирования соответствия;
• заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;
• сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
• срок действия декларации о соответствии;
• иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.
Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом.
Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней. Для регистрации декларации о соответствии заявитель представляет в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию декларацию о соответствии.
Порядок ведения реестра деклараций о соответствии, порядок предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и порядок оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений определяются Правительством РФ.
Декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.
Обязательная сертификация. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.
Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Сертификат соответствия включает в себя:
• наименование и местонахождение заявителя;
• наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
• наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
• информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
• наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
• информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
• информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;
• срок действия сертификата соответствия.
Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
В соответствии с Правилами сертификации продукции текстильной и легкой промышленности в тканях для постельного и нательного белья при сертификации подтверждаются следующие характеристики:
• стойкость к истиранию по плоскости;
• изменение линейных размеров после мокрых обработок;
• соответствие процентного состава сырья указанному на маркировке;
• устойчивость окраски к стиркам, поту, глажению и трению;
• содержание свободного формальдегида.
Для верхних трикотажных изделий при сертификации должны быть подтверждены такие показатели, как:
• изменение линейных размеров после мокрых обработок;
• массовая доля различных видов сырья (для детского ассортимента);
• воздухопроницаемость (для детского ассортимента);
• гигроскопичность (для детского ассортимента);
• минимально допустимая растяжимость шва;
• устойчивость окраски к свету, стирке, дистиллированной воде, глажению, органическим растворителям, трению;
• соответствие изделия линейным размерам и процентному содержанию сырья, указанному на маркировке.
В пальтовых и костюмных изделиях показателями, подтверждаемыми при сертификации, являются:
• массовая доля химических волокон (для детского ассортимента);
• гигроскопичность подкладки изделия (для детского ассортимента);
• стойкость ворсовой поверхности к истиранию тканей для верха и подкладки;
• устойчивость окраски к свету, стирке, дистиллированной воде, глажению, органическим растворителям, трению;
• изменение линейных размеров после мокрых обработок;
• водоупорность (для плащевых и курточных тканей);
• соответствие изделия по линейным размерам, содержанию сырья, способам ухода, указанным на маркировке.
Организация обязательной сертификации. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ.
Орган по сертификации:
• привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ (далее — аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
• осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
• ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
• информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
• приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;
• обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
• устанавливает стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия.
Порядок ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в едином реестре сведений и порядок оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений устанавливаются Правительством РФ.
Порядок передачи сведений о выданных сертификатах соответствия в единый реестр выданных сертификатов устанавливается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), которые проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Данная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
Сертификация швейных изделий базируется на определении соответствия типовых изделий, идентифицированных с серийной продукцией, требованиям нормативных документов.
В настоящее время ассортимент сертифицированной продукции изменяется, а также соотношение продукции отечественного и зарубежного производства. Опыт работы НИЦ «Одежда» за последние годы показал следующее:
• сертификация продукции помогла значительно «очистить» российский рынок от некачественной продукции;
• сертификация является инструментом, направляющим действия изготовителей продукции в соответствии с требованиями государственных стандартов и способствующим улучшению качества;
• сертификат на продукцию не является полным подтверждением ее соответствия всем требованиям;
• необходимо совершенствовать работы по сертификации для обеспечения конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Наиболее значимыми для потребителей (покупателей) одежды являются следующие свойства материалов:
• сырьевой состав, от которого зависит комфортность одежды;
• структура, цвет, рисунок, отделка — в зависимости от направления моды;
• эксплуатационные свойства и долговечность — в зависимости от вида и назначения изделия;
• цена изделия.
Значимость того или иного фактора может установить только потребитель продукции.
При пересмотре стандартов целесообразно учитывать европейский опыт стандартизации и сертификации в обеспечении потребителя продукцией высокого качества.
В настоящее время во всем мире широкое внедрение получает сертификация систем качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000, разработанных международной организацией по стандартизации (ИСО) и являющихся нормативной базой сертификации систем качества. Разрабатываются и действуют программы взаимного признания сертификатов серии 9000. Схемы сертификации на основании стандартов ИСО серии 9000 приемлемы для крупных фирм и предприятий малого бизнеса, они предусматривают сертификацию систем качества в зависимости от производственного цикла предприятия. Ниже перечислены некоторые российские стандарты, базирующиеся на стандартах ИСО серии 9000.
Основная цель сертификации систем качества — обеспечить постоянный стабильный выпуск продукции высокого уровня качества. Положительный эффект от сертификации системы качества будет существенным в том случае, если:
• все сотрудники (от директора до каждого рабочего) подготовлены к работев условиях функционирования системы качества и желают выпускать продукцию высокого качества;
• организация производства и функционирование процессов будут осуществляться в соответствии с установленными на предприятии технологическими регламентами на всех этапах производства и с документами системы качества.
Промышленные швейные предприятия, располагающие сложившейся и действующей комплексной системойуправления качеством выпускаемой продукции, имеют возможность подготовиться к сертификации производства на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9002-96. Работа в данном направлении уже проводится на отдельных швейных предприятиях.
Российская система сертификации допускает возможность заявления о соответствии продукции требованиям НТД, которое объявляется изготовителем, продавцом под его полную ответственность. В промышленно развитых странах заявление о сертификации практически не применяется.
Различают две формы сертификации — обязательная и добровольная. Под обязательной сертификацией понимается подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товаров обязательным требованиям. К обязательным относятся требования безопасности для потребителя и окружающей среды, а также совместимости и взаимозаменяемости. В соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утвержденной постановлением Правительства РФ
от 29 апреля 2002 г., обязательной сертификации подлежат следующие товары текстильной и легкой промышленности: хлопчатобумажные, льняные, шелковые и шерстяные ткани; нетканые материалы типа тканей, полотна нетканые; штучные текстильные изделия; одежда верхняя; изделия костюмные, платьево-блузочные, бельевые и сорочки;трикотаж бельевой и верхний; изделия чулочно-носочные, перчаточные и платочно-шарфовые; головные уборы; полотна трикотажные; мех искусственный трикотажный.
В случав обнаружения несоответствия продукции требованиям технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней с момента получения указанной информации.
Продавец (исполнитель, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя.
Лицо, которое не является изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, вправе направить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в орган государственного контроля (надзора).
При получении такой информации орган государственного контроля (надзора) в течение пяти дней обязан известить изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) о ее поступлении.
Изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям
технических регламентов обязан в течение десяти дней с момента получения информации провести проверку ее достоверности. По требованию органа государственного контроля (надзора) изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан представить материалы указанной проверки в орган государственного контроля (надзора).
В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан принять необходимые меры для того, чтобы до завершения проверки возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился.
При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.
Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции.
Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счет.
В случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям убытки, возникшие в связи с отзывом продукции.
На весь период действия программы мероприятий по предотвращению причинения вреда изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) за свой счет обязан обеспечить приобретателям возможность получения оперативной информации о необходимых действиях.